Растущая конкуренция и непростые условия на рынке подстёгивают ритейлеров к борьбе за каждого потенциального покупателя. Для увеличения конверсии используются различные технологии и методы позволяющие с минимальными затратами достигнуть желаемых результатов. Наряду с увеличением продаж необходимой мерой для увеличения прибыли является уменьшение потерь. Всё это может быть достигнуто благодаря применению современных технических средств.

При построении и эксплуатации современного магазина возникают следующие технические вопросы, среди которых можно выделить:

  • Организация информационной сети в том числе и телефонной
  • Организация системы учёта продаж
  • Маркирование, учёт товаров и инвентаризация
  • Организация благоприятной атмосферы в магазине
  • Создание информационных сервисов для клиента
  • Анализ и учёт посетителей
  • Повышение рабочей дисциплины
  • Охрана материальных ценностей
  • Защита товаров от краж
  • контроль кассовых операций

Подход при построении информационной сети в магазине напрямую зависит от его размеров и сетевой принадлежности. В случае небольшого не сетевого магазина достаточным для построения сети будет установка простейшего Wi-Fi маршрутизатора. Для сетевых, даже небольших магазинов желательно применять более сложные устройства, позволяющие шифровать информационный трафик, с целью защиты корпоративной информационной сети от внешних угроз. В случае с магазинами средних и больших размеров, целесообразным является не только установка более сложного активного оборудования, а и построение полноценной структурированной кабельной сети (СКС). Такой подход позволит уменьшить будущие эксплуатационные расходы. При построении телефонной сети, особенно в сетевых магазинах небольшого формата, рационально применять IP-телефонию. Данное решение позволяет отказаться от мини АТС в каждом магазине, и использовать одну общую IP-АТС для всех магазинов.

Внедрение современной системы учёта продаж в магазине способствует: увеличению продаж, контролю рабочих процессов, уменьшению воровства со стороны персонала, систематизации рутинных операций и сокращению потерь рабочего времени. Как правило, данная система строится по модульному принципу, и позволяет применять те или иные модули в зависимости от специфики магазина. Наиболее “продвинутые” из систем, поддерживают работу со скидками и программами лояльности. Для получения максимального эффекта системы учёта продаж индивидуально адаптируются под каждого заказчика.

Процедура инвентаризации является необходимой для каждого магазина, и для уменьшения времени простоя магазина должна проводится в минимальные сроки. Для сокращения времени её прохождения используют различные средства автоматизации, призванные облегчить рутинные процедуры и уменьшить количество ошибок. Главное условие для автоматизации данного процесса – маркировка всего товара. Маркировка производится с помощью штрих-кодов или RFID меток.

Организация благоприятной атмосферы в магазине, является одной из основных задач маркетологов, от которой напрямую зависит лояльность покупателя и вероятность импульсной покупки. Она реализуется не только с помощью дизайнерских и световых решений, а и с применением современных электронных систем таких как система озвучивания и система аромамаркетинга. Для создания ненавязчивой звуковой картины используются высококачественные громкоговорители и колонки, тип и количество которых подбирается в зависимости от параметров помещения: площадь, высота и тип потолка, требования к дизайну. Следует отметить, что для формирования равномерного звукового поля, лучше использовать больше маломощных громкоговорителей чем несколько мощных. Также, желательно, уменьшать плотность звукового поля в районе касс, дабы не мешать общению покупателя и кассира. Для воспроизведения звука используют различного рода плейеры. Если позволяет буджет и технические возможности, то для сетевых магазинов рационально использовать централизованное воспроизведение музыки и визуального контента с помощью систем Digital Signage. При таком решении можно быть увереным, что в магазине играет именно заданная, а ни какая-либо другая музыка, в заданное время.

Аромамаркетинг является средством влияния на подсознание человека, с целью увеличения продаж. Создание благоприятной атмосферы с помощью запахов расслабляет человека и побуждает его к совершению покупок. Наполнение помещения ароматом, производится с помощью автоматических приборов работающих по принципу распыления либо испарения. Наиболее дешёвыми распыляющими приборами являются диспенсеры, наполяющие помещение ароматом в виде аэрозоли. Более дорогие профессиональные приборы заполняют объем помещения не аэрозолью, а высокодисперсным невидимым газом. При таком подходе, аромат распределяется по помещению более равномерно и становится более стойким. Для ароматизации больших помещений, используют приборы встраиваемые в систему приточной вентиляции. Все приборы имеют настройку интенсивности и программируемый таймер.

Применение в магазине дополнительных информационных либо мультимедийных сервисов, позволяет получить большую лояльность со стороны современного покупателя. К таким сервисам можно отнести: электронное зеркало, интерактивные сервисы для получения расширенной информации о товаре, электронные ценники.

Электронное зеркало, как правило, устанавливают в магазинах одежды. Благодаря регулируемой задерже оно даёт возможность увидеть себя со стороны, и по желанию выложить проделанную фотографию или видеоролик в одну из социальных сетей.

Интерактивные сервисы для получения расширенной информации о товаре строятся на базе стационарных терминалов или с использованием мобильных Wi-Fi решений. Для первого случая используют моноблочный компьютер и сканер штрих-кодов. Поиск товара производится либо в ручную по заданым критериям, либо с использованием сканера. Для второго случая в качестве терминала выступает мобильный телефон или планшет, а в качестве сканера штрих-кодов встроенная в устройство камера. Данный вариант является более прогрессивным и хорошо та как позволяет ритейлерам получать дополнительную информацию: местоположение покупателя, история покупок. Единственными минусами второго варианта является необходимость в установке на мобильное устройство специального приложения и наличие Wi-Fi инфраструктуры.

Ритейлерам хорошо известно, что цена указанная на ценнике не должна отличаться от цены пробиваемой на кассе. На практике, обеспечить 100% соответствие цен практически невозможно. Для обеспечения соответствия цен и возможности гибкого и оперативного управления, используют электронные ценники. Они позволяют сэкономить время и ресурсы для переуценки, уменьшить расходы на материалы, свести к минимуму вероятность возникновения ошибки.  Помимо цен на данных ценниках может выводится дополнительная информация о товаре, скидках, либо акциях. С технической точки зрения ценник представляет собой электронный дисплей со встроенным беспроводным приёмником и аккумуляторной батареей. В последнее время, для вывода информации на ценнике вместо ЖК дисплея используется электронная бумага (E-ink), что позволяет увеличить срок автономной работы устройства до 10 лет.

Подсчёт количества посетителей является краеугольным камнем в любом маркетинговом анализе. Он производится с помощью электронных сетевых либо автономных счётчиков. Сетевые счётчики позволяют автоматически отправлять информацию о количестве проходов на центральный сервер. В основном, для подсчёта используют следующие технологии: инфракрасная лучевая, видео (компьютерное зрение), 3D-сканирование (технология Kinect). Инфракрасная, является наиболее распостранённой технологией, обеспечивающей приемлемую точность при невысокой цене. Использование двухлучевых инфракрасных счётчиков, позволяет получать информацию о направлении прохода, что способствует увеличению точности подсчёта. Недостаток данной технологии проявляется на широких проходах и больших человекопотоках, где распостранено перекрытие лучей одновременно несколькими людьми. На сегодняшний день, наиболее точной является технология 3D-сканирования обеспечивающая точность подсчёта до 98%, недостатком данной технологии является более высокая цена. В последнее время набирают популярность счётчики посетителей основанные на технологии машинного зрения, использующие обычные CCTV видеокамеры и специализированное программное обеспечение устанавливаемое либо на саму камеру либо на сервер. Точность лучших из таких систем приближается к точности 3D счётчиков. Желание маркетологов получать больше информации, стимулирует инженеров к разработке новых устройств. Одни из последних устройств – счётчики мимо проходящих людей. Благодяря их установке становится возможным оценивать привлекательность магазина для покупателя, а особенно при проведении различных маркетинговых мероприятий.

Стремительное развитие компьютерных технологий способствует реализации сложных аналитических решений, основанных на технологиях машинного зрения. Данные системы позволяют анализировать поведение покупателя и генерировать аналитические отчёты.  Они строятся на основе стандартного аппаратного обеспечения систем видеонаблюдения (видеокамеры, серверы) и специального программного обеспечения. Среди инструментов анализа можно выделить: карту “холодных” и “горячих” зон, трек покупателя по магазину, количество покупателей за промежуток времени.

Повышению рабочей дисциплины в магазине способствует установка системы учёта рабочего времени (УРВ). Данная система может быть построена как на основе СКУД, так и существовать самостоятельно. Как правило, в качестве уникальных идентификаторов сотрудников используются бесконтактные карточки или брелки, либо отпечатки пальцев. Все остальные типы идентификации являются более дорогими и для данных целей не используются.  Большинство систем УРВ позволяют формировать отчеты следующих типов: отчёты о приходе и уходе сотрудников, отчёты об опозданиях и преждевременных уходах, отчёты об отработанном времени.

В современном магазине охране материальных ценностей способствуют разнообразные электронные системы. Для защиты товаров от краж в рабочие часы, используются противокражые системы. Для нерабочего времени применяют систему охранной сигнализации. Система видеонаблюдения помогает как в рабочие так и нерабочие часы. Системы защиты товаров от краж делят на системы защиты входных групп и системы защиты открытой выкладки. В качестве систем защиты входных групп используются антенны электромагнитной, радиочастотной и акустомагнитной технологий, соответствующие деактиваторы, метки и съемники. С точки зрения качества обнаружения метки при использовании на широких проходах и большой разновидности товаров, преобладает акустомагнитная технология. Единственными недостатками данной технологии являются цена и невозможность получения плоской метки. Электромагнитная технология позволяет получить наиболее незаметные метки с очень невысокой стоимостью, но высокая “капризность” в процессе эксплуатации и высокая цена антенн, привели к её невысокой популярности. В последнее время наиболее популярной, является радиочастотная технология. Это в основном связано с невысокой стоимостью как самих систем так и применяемых расходых материалов.

Для защиты открытой выкладки используют индивидуальные датчики присоединяемые к каждой отдельной единице товара. Датчики в свою очередь посредством соединительных кабелей подключаются к блокам управления. При отсоединении датчика от товара происходит размыкание цепи и срабатывание охранной системы, о чём свидетельствует громкий звуковой сигнал.

При установке системы видеонаблюдения в магазине, особенно в случае ограниченности бюджета, местам установки видеокамер следует уделить особое внимание. Как правило, видеокамеры устанавливаются: на входах и выходах в магазин, на кассах, в складских помещениях, в местах выкладки дорогих товаров. В небольших магазинах с невысокой мебелью в середине зала, целесообразным является установка камеры с объективом типа “рыбий глаз”. В любом случае, расстановку камер лучше доверить специалистам, особенно если они будут задействованы в системе видеоаналитики.

Для уменьшения потерь, возникающих при махинациях кассиров на кассе, устанавливают систему контроля кассовых операций. Данная система производит автоматическое наложение данных с фискального регистратора на изображение с камеры направленной на кассу. Это позволяет производить оперативный поиск записанных видеофрагментов по событиям с POS системы и товарным позициям чека. Основой данной системы является система видеонаблюдения, а необходимым условием для работы, получение фискальных данных.

Таким образом, для современного магазина мы предлагаем установку следующих систем:

  • Структурированная кабельная сеть
  • Беспроводная сеть
  • IP-телефония
  • Охранная сигнализация
  • Противокражное оборудование
  • Видеонаблюдение
  • Бизнес видеоаналитика
  • Контроль и управление доступом
  • Система учёта рабочего времени
  • Система подсчёта посетителей
  • Система озвучивания
  • Система распределения медиаконтента
  • Электронное зеркало