Среди основных технических задач при обустройстве банковских отделений, можно выделить:

  • Организация корпоративной информационной сети
  • Настройка корпоративных сервисов и подключение к ним пользователей (почта, CRM, ERP, …)
  • Организация корпоративной телефонии
  • Обеспечение сохранности наличных денежных средств находящихся в кассах и сейфах
  • Обеспечение безопасности кассиров
  • Контроль действий кассиров и операционистов
  • Организация работы зоны 24 (в случае её присутствия)
  • Организация общей безопасности

Организация корпоративной информационной сети в банковских отделениях сводится к развёртыванию СКС и установке активного сетевого оборудования согласно корпоративных стандартов. Зачастую, подключение отделения к корпоративной сети производится через сторонних провайдеров. По этой причине обязательным является шифрование трафика, которое реализуется с помощью построения VPN туннелей между отделениями и ядром корпоративной сети. Для экономии средств и уменьшения количества оборудования целесообразным является построение мультисервисной сети способной передавать голос, видео и данные. Отказоустойчивость сети обеспечивается резервированием каналов передачи данных которая достигается подключением отделения от двух независимых провайдеров.

Для поддержки концепции построения мультисервисной сети необходимым является применения IP-телефонии.  Основные преимущества использования IP-телефонии в банках:

  • Отсутствие необходимости в отдельной АТС для каждого отделения
  • Единое внутреннее номерное пространство
  • Использование корпоративной сети (нет необходимости в отдельной инфраструктуре)
  • Лёгкость построения филиальной сети
  • Улучшенная управляемость (ограничения, запреты, …)
  • Большие аналитические возможности (время разговоров, статистика по номерам, …)
  • Дополнительные сервисы (конференция, переадресация, голосовые сообщения, отправка SMS, …)
  • Возможность организации видеотелефонии
  • Уменьшение затрат на связь

Банки относятся к финансовым учреждениям с повышенными требованиями к безопасности, которые регламентируются нормативными документами издаваемыми НБУ и ГСО.

Для обеспечения сохранности денежных средств и безопасности кассиров должен должен быть проведён целый ряд мероприятий:

  • Организация защищённой кассовой зоны (взломоустойчивые двери, бронированные стёкла, …)
  • Ограничение максимальной суммы наличных денежных средств в зале
  • Периодическое проведение инкассаций
  • Установка тревожных кнопок с передачей сигналов на пульт, и выездом групп быстрого реагирования
  • Установка системы видеонаблюдения

Самыми сложными с точки зрения сдерживания являются “рывковые” кражи, при которых ограбление происходит за очень короткий промежуток времени, как правило, меньший чем время приезда оперативной группы. Только выполнение всех без исключения защитных мероприятий может максимально обезопасить отделение от грабежа.

Одной из универсальных систем, является система видеонаблюдения. Её установка в банковском отделении способствует решению целого ряда вопросов:

  • Увеличение уровня безопасности
  • Контроль за действиями персонала
  • Разрешение спорных вопросов на кассовых узлах

Как правило, каналы передачи данных от отделения к ядру имеют не высокую скорость (~10 Мбит/с), по этой причине система видеонаблюдения должна иметь децентрализованную архитектуру. При таком построении сервер видеонаблюдения должен устанавливаться локально в закрытом шкафу, и при возможности должна быть обеспечена автоматическая запись архива на центральный сервер. Помимо этого, в обязательном порядке, должен поддерживаться удалённых доступ к серверам и камерам с центрального офиса. Количество камер в отделении рассчитывается исходя из покрытия всех необходимых зон: вход в отделение, обзор операционного и кассового зала, кассовые узлы (детально), помещение коммутационной, помещение с сейфом, “зона 24”. Требования к камерам устанавливаемым на кассовых узлах более высокие, так как должна быть обеспечена достаточная читаемость денежных купюр. Хорошим дополнением к системе видеонаблюдения является система контроля кассовых операций. Данная система подключается к счётным машинкам и получает информацию о сумме денежных средств по текущей транзакции. Далее, снятая информация накладывается на изображение с камеры направленной на данную машинку. Обязав кассиров всегда пользоваться счётными машинками мы получаем строгий контроль за кассовыми операциями.

Базовой системой защиты отделения от краж, является система охранной сигнализации. Согласно классификации объектов по типам значимости, банковские отделения относятся к особо важным объектам (категории А). Для объектов данной категории присущи более жесткие критерии к выбору оборудования и организации системы в целом. Обязательным является построение многорубежной охранной сигнализации. В качестве защиты первого рубежа выступают различные контактные датчики установленные на окнах и дверях, датчики разбития стекла и инфракрасные датчики с линзами типа “штора”. Второй рубеж блокируются объемными инфракрасными или радиочастотными датчиками защищающими внутренние объемы и двери помещений. Третий рубеж отвечает непосредственно за охрану материальных ценностей (сейфов, ящиков для хранения денег, банкоматов, …). Для блокировки данного рубежа используются различные контактные датчики открытия либо датчики вибрации. Проводные и беспроводные тревожные кнопки всегда входят в отдельный рубеж.

В обязательном порядке, все системы безопасности в банковском отделении должны запитываться от источников бесперебойного питания.

В последнее время усиливается тенденция по увеличению количества зон самообслуживания, особенно способных работать круглосуточно. Для безопасного функционирования зоны круглосуточного обслуживания клиентов (“зона 24”) необходима установка системы контроля доступа на вход в данную зону. Система контроля доступа для “зоны 24” обеспечивает управление электрическим замком по факту считывания магнитной полосы кредитной карточки специальным считывателем.

Таким образом, для банковских отделений мы предлагаем установку следующих систем:

  • Структурированная кабельная сеть
  • IP-телефония
  • Охранная сигнализация
  • Видеонаблюдение
  • Контроль кассовых операций
  • Установка переговорных устройств – клиент-кассир
  • Контроль и управление доступом в зону 24